АО «МОТОР СИЧ»: интеллектуальный и производственный потенциал — гарант успеха предприятия

09_Statya_06В производственном цикле «Мотор Сич» используется большое количество оборудования. Станочный парк насчитывает свыше 8000 единиц, среди которых около 1000 — оснащены системами ЧПУ. Для выполнения текущих заданий все они задействованы в очень напряженном режиме — работают в две смены, а на некоторых участках и в три смены.

Постоянно возрастающие требования к надежности и экономичности авиационных двигателей выдвигают новые технические задачи перед производством. Эффективная реализация крупномасштабных производственных программ не возможна без постоянного обновления станочного парка предприятия. Исходя из этого, руководством предприятия во главе с президентом Вячеславом Александровичем Богуслаевым в 2000‑м году было принято принципиальное решение и разработана программа рационального использования и модернизации имеющегося на предприятии оборудования.

В 2013 году руководство «Мотор Сич» большие средства направило на техническое перевооружение предприятия, включающее приобретение нового оборудования и модернизацию существующего. Если попытаться полностью укомплектовать «Мотор Сич» абсолютно новыми станками, то на это потребуются огромные средства. Но благодаря модернизации станочного парка переоснащение обходится предприятию намного дешевле, чем покупка нового оборудования. Со временем, в ходе длительной эксплуатации, в литых деталях старых станков значительно снижается уровень остаточных напряжений, поэтому, они являются отличной базой для сборки новых высокоточных станков.

Предприятие «Мотор Сич» модернизирует оборудование с ЧПУ своими силам без привлечения специализированных станкостроительных и станкоремонтных предприятий. Причем, эта работа идет нарастающими темпами. Модернизируются обрабатывающие центры, фрезерные и токарные станки с ЧПУ. Модернизация некоторых моделей (в частности АТПР-800Н) поставлена практически на поток: один обновленный станок — каждые полтора месяца.

При модернизации оборудования используется самая передовая элементная база — комплексные системы управления фирмы SIEMENS, многофункциональная модульная система для обрабатывающих центров SINUMERIK-840D. В последнее время активно внедряются стойки ЧПУ харьковской фирмы ООО «Вест Лабс, Лтд» — WL-4Т и WL-5М.

Перед специалистами предприятия на сегодня стоит задача по наращиванию выпуска модернизированных пятикоординатных обрабатывающих центров. Для ее выполнения выбраны модели обрабатывающих центров ИС-800, ИР-800ПМФ4, ИР-500ПМФ4 производства Ивановского станкостроительного завода. Причём, модернизированное оборудование было оснащено поворотными столами собственного производства ОКБ на базе импортных комплектующих.

При запуске и отладке станков механиками УГМ был выполнен огромный объём пуско-наладочных работ непосредственно в цехах предприятия. Технологами-программистами УГТ разработаны и реализованы десятки тестовых управляющих программ. Усилия механиков и технологов увенчались успехом. На первом из модернизированных ОЦ с 2012 г. выполняется черновая 5‑ти координатная обработка моноколес. На позже модернизированных 5‑ти координатных станках проводится чистовая обработка лопаток центробежных моноколёс, сопловых аппаратов и турбин. В настоящее время внедряется чистовая обработка моноколёс, с применением функции трансформации ориентации оси инструмента — TRAORI. Получены первые положительные результаты. Работа в этом направлении продолжается.

Глубокая модернизация оборудования не отрицает необходимость закупки нового оборудования с ЧПУ. По мнению специалистов его необходимо приобретать в тех случаях, когда экономически нецелесообразно заниматься обновлением старых моделей. Технически задача стоит так, чтобы станки работали, а все затраты были оптимизированы.

Формообразование сложнопрофильных поверхностей пера лопаток моноколёс является одной из самых сложных проблем современного двигателестроения. Естественно, что такая технология требует и соответствующего оборудования, предъявляет к нему повышенные требования по точности и динамической характеристике. Но самое современное оборудование с ЧПУ останется обычной машиной, если станок не будет обеспечен управляющей программой обработки детали.

Управление Главного технолога выполняет расчёт и внедрение сложных управляющих программ, в том числе 5‑ти координатного высокоскоростного спирального фрезерования. Этот метод обеспечивает требуемую условиями конструкции авиационного двигателя чистоту поверхности и точность получения профиля пера лопатки. Программное обеспечение, разработанное специалистами АО «Мотор Сич», позволяет применять в управляющих программах переменную 3D-коррекцию, численное значение которой автоматически меняется при проходе фрезы вдоль пера лопатки по высоте. Аналогов такой системы нет нигде в мире (!).

В условиях внедрения в производство 5‑ти координатного оборудования особое значение имеет необходимость предварительного контроля сложных 5‑ти координатных управляющих программ на отсутствие столкновений шпинделя с обрабатываемой деталью и элементами станка. Для максимального представления на компьютере процесса обработки, технологи-программисты активно применяют новую программу контроля управляющих программ — систему IMS.

Специалистами предприятия были разработаны компьютерные модели станков с ЧПУ и контроллеры. Система позволяет в режиме виртуального моделирования просмотреть динамику процесса обработки детали на станке от начала до конца. Для этого необходимо загрузить математическую модель станка, заготовку и инструмент. Управляющая программа через контроллер динамически контролируется на экране монитора.

В настоящее время на предприятии активно внедряется новая система автоматизированного расчёта и подготовки управляющих программ на станки с ЧПУ «ESPRIT» и ADEM. Системы обладают всей мощью, которая необходима для обработки любой детали.

Невозможно представить современное производство ГТД без широкого внедрения CAD / CAM / CAE / PDM систем, интегрированной компьютеризации производства, создания единой электронной информационной среды для всех участников поддержки жизненного цикла изделия. Ни для кого не является секретом, что станки с ЧПУ являются базисом компьютерных технологий и не могут находиться вне интегрированной системы. Именно поэтому на предприятии реализована идея объединения оборудования с ЧПУ в единую DNC сеть, позволившую выйти на качественно новый уровень подготовки производства. Система позволяет архивировать, вести учёт и интегрировать сложную систему передачи управляющих программ в локальную заводскую сеть предприятия. На сегодняшний день DNC сетью объединены все механические цеха с более чем 800 единицами оборудования с ЧПУ. Процесс подключения новых станков продолжается.

Кроме того, кардинально изменилась технология передачи УП на оборудование с ЧПУ: исчезли различные физические носители информации (перфоленты, магнитные ленты, электронные картриджи и т. д.). Информация передаётся по локальной заводской сети.

В настоящее время на базе сформированной DNC сети предприятия ведутся работы по осуществлению мониторинга станков с ЧПУ в режиме реального времени. Задача поставлена таким образом, чтобы любой руководитель мог по заводской сети видеть станок со всеми его атрибутами — загрузку за смену, неделю, месяц, шифр обрабатываемой детали, номер операции, количество обработанных деталей, машинное время обработки детали. Важным элементом такой системы является достоверность и объективность информации, поскольку информация считывается непосредственно со стойки ЧПУ станка. Первые положительные результаты внедрения такой системы не заставили себя долго ждать. В одном из цехов предприятия в единую сеть мониторинга были включены все станки с ЧПУ. Руководители любого уровня могут оценить эффективность работы оборудования, его загрузку и резервы производства для повышения фондоотдачи. Работа в этом направлении продолжается и по другим цехам.

Обладая уникальной производственной базой с высокими технологиями и международными сертификатами, имея высококвалифицированные кадры и заказы мирового рынка, ОАО «Мотор Сич» участвует в целом ряде совместных проектов по созданию новых изделий, производство которых требует освоения новых высоких технологий.

АО «Мотор Сич» с оптимизмом смотрит в будущее, наращивает интеллектуальный и производственный потенциал для решения новых, более сложных задач по выпуску современных авиационных двигателей и готов вести честную конкурентную борьбу на рынке мировых авиадвигателестроительных фирм.

Панасенко В.А.
АО «Мотор Сич»
69068, Украина, г. Запорожье,
ул. Моторостроителей, 15,


Комментарии (0)