Методология ценообразования на иновационную продукцию

Современная отечественная практика ценообразования свидетельствует о недостаточном использовании мирового опыта относительно ценообразования в процессе инновационной деятельности для предприятий машиностроения.

Мodern domestic pricing practices indicates a lack of the use of international experience regarding pricing in the process of innovation activities for enterprises mechanical engineering.

ris_18-5

Современная отечественная практика ценообразования свидетельствует о недостаточном использовании мирового опыта относительно ценообразования в процессе инновационной деятельности для предприятий машиностроения.

На сегодня всю совокупность процессов, происходящих на предприятиях разных отраслей отечественного хозяйства, можно условно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

На основе современных методических принципов маркетингового ценообразования, учитывающих условия производства и реализации инновационной продукции на отечественном рынке можно сформировать основные подходы к формированию цены на инновационный продукт машиностроительного производства:

четко определенное соответствие между ценой инновационной продукции и его позицией на рынке;

использование дифференцированных цен;

соответствие уровня цены основным целям предприятия, что способствует эффективной реализации избранной ценовой стратегии.

Обоснование цены на инновационную продукцию является достаточно сложным и ответственным заданием. Рассчитывается «базовая» цена, которая учитывает специфику рынка на момент выхода на него. При определении уровня этой цены производитель инновационного продукта должен провести исследование по таким направлениям: определение уровня спроса на продукт; исследование основных факторов эластичности спроса инновационной продукции; определение потенциальных и реальных экономических и психологических ценовых пределов; выбор выгодной для производителя цены; анализ качественного и количественного уровня расходов; коррекция базового уровня цены в зависимости от динамики рыночной конъюнктуры; учет последствий снижения или повышения уровня цен на инновационные продукты в сравнении с аналогичными реализуемыми на рынке.

Особенности формирования стоимости инновационного продукта на разнообразных стадиях инновационного процесса предусматривают применение дифференцированного подхода.

Основой ценностного подхода является ориентация не на желаемую величину прибыли машиностроительного предприятия, а на уровень цены, при которой инновационный товар заслуживает внимание потребителей в соответствии с его потребительскими характеристиками и их значимостью для потенциальных покупателей.

В процессе ценообразования на инновационный продукт серьезной ошибкой является игнорирование жизненного цикла при разработке стратегии обновления ассортимента машиностроительного предприятия. Жизненный цикл — время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке — проходит стадии: разработка продукта; внедрение и испытание; развитие (рост); зрелость; спад. [2]

Чтобы достичь стабильности в продажах, разработку нового товара следует начинать до вступления предыдущего в стадию зрелости. В противном случае будут неотвратимо потеряны время и ценовая конкурентоспособность. Характерной особенностью инновационного продукта является то, что производитель с высокой вероятностью может рассчитывать на монопольное положение на рынке в течение определенного периода или, по крайней мере, на наличие незначительного количества конкурентов.

Выводы: 1. Метод ценообразования должен обеспечивать равновесие в системе инновационной деятельности предприятия с учетом, с одной стороны, желаемого уровня рентабельности для разработчиков инноваций и производителей инновационной продукции, с другой — потребностей потребителей. Ценностный подход к формированию цены на инновационный продукт, определяет уровень цены в соответствии с полезностью и конкурентоспособностью продукции.

2. Процесс ценообразования на инновационный продукт должен учитывать особенности стадий жизненного цикла технического объекта, которыми является разработка, серийное производство, эксплуатация, капитально-обновительный ремонт, хранение и утилизация. Особенности формирования инновационного продукта на разных стадиях инновационного процесса предусматривают дифференцированный подход к определению уровня цены на инновационный продукт.

 

Симоненко Д.В., Буравченкова Е.А.
ОАО «Мотор Сич»,
Запорожье, Украина



Комментарии (0)